ФАКУЛЬТЕТ ДОВУЗОВСКОЙ ПОДГОТОВКИ

при МИТХТ им. М.В. Ломоносова



10 причин, по которым не стоит бояться ЕГЭ по химии

   Будем ли мы сдавать ЕГЭ по химии? Справимся ли мы? Как лучше подготовиться к этому экзамену? На какие результаты мы можем рассчитывать? Все эти вопросы возникают у старшеклассников и их родителей в следующих случаях: 

   Ситуация №1 Химия – наш любимый предмет, мы однозначно связываем с этим предметом свои планы, думаем о будущей научной карьере, профессии инженера-химика, специалиста в области фармацевтики, бытовой химии, пищевой промышленности, экологии и т.п. В этом случае мы, конечно, решаем сдавать ЕГЭ по химии и подавать документы в вузы химического профиля (МИТХТ им. М.В. Ломоносова, РХТУ им. Д.И.Менделеева, РГУ нефти и газа им. Губкина). Здесь нужно понимать, что химия – наш козырь, и мы должны сдать её на высокий балл (80 балов и выше), чтобы иметь некоторый «запас прочности», страхующий нас от возможно более низких результатов по математике, русскому языку и т.д.  

   Ситуация №2 Мы не сильны в химии, но выбрали институт, где без ЕГЭ по химии не обойтись. Это чаще всего бывает при стремлении поступить в медицинские вузы (РГМУ им. Н.И. Пирогова, Первый МГМУ им. И.М. Сеченова, МГМСУ им. А.И. Евдокимова). В этой ситуации мы попадаем в непростое положение – с химией мы пока что на «Вы», а результат нам нужен очень высокий (выше 80-85 баллов), т.к. мы имеем дело с очень серьёзным конкурсом.  

   Ситуация №3 Мы не вполне определились с выбором профессии и пытаемся прикинуть, какой набор ЕГЭ нам по плечу. Здесь, как правило, о химии думают в последнюю очередь, считая себя профаном в этой области, а ЕГЭ по химии - слишком трудным. А зря! 

Мы считаем, что во всех перечисленных ситуациях сдавать ЕГЭ по химии нужно, и сдавать его нужно очень хорошо. Более того, мы попытаемся показать, что это вполне достижимо, и поделиться своим опытом по поводу того, как лучше подготовиться к ЕГЭ по химии.  

10 причин, по которым не стоит бояться ЕГЭ по химии: 

1. ЕГЭ по химии включает далеко не самый большой объем материала по сравнению с другими предметами, а, пожалуй, наименьший. Сравним, скажем, с огромным количеством малосвязанного материала из разных разделов физики или биологии, большими объемами литературных произведений, фактических знаний по истории и т.д.;  

2. ЕГЭ по химии включает немного расчетных задач, которые часто вызывают затруднения (всего 4 задачи в разделах «В» и «С» на весь экзамен). Кроме того, эти задачи очень типичны в отличие, скажем, от математических и физических задач. Таким образом, можно натренироваться решать определенные типы задач и успешно справиться с соответствующими заданиями; 

3. ЕГЭ по химии практически не содержит заданий олимпиадного уровня (некоторые задачи части «С» по физике и математике, напротив, являются таковыми). Таким образом, если высокий результат по математике или физике (более 70 баллов) может быть достигнут только при умении решать сложные, нестандартные задачи, то высокий  балл ( > 80) по химии вполне достижим для ученика, хорошо усвоившего базовые понятия, что вполне реализуемо за два года направленной подготовки; 

4. ЕГЭ по химии содержит достаточно разнообразные задания – и те, где нужно хорошо знать фактический материал, и те, где можно «выехать» на логике, и те, на которые просто невозможно ответить неверно, если в целом ориентируешься в предмете. Это даёт шансы ученикам, предпочитающим разные подходы к изучению предмета; 

5. ЕГЭ по химии не требует большого времени выполнения. Как правило, если ученик хорошо ориентируется в предмете, он отвечает на вопрос достаточно быстро. Эти задания не требуют сложных вычислений, как в математике (тем более, что разрешено пользоваться калькулятором), не требуют длительного анализа условия задачи (случай физики), не требуют раздумий над темой эссе (литература, история, обществознание); 

6. ЕГЭ по химии составлен достаточно грамотно и чётко. Здесь довольно редко встречаются задания с некорректной или нечеткой формулировкой. Все вопросы, как правило, предполагают однозначную трактовку и выбор. Это выгодно отличает данный ЕГЭ от экзаменов по «более гуманитарным» предметам; 

7. Варианты ЕГЭ по химии мало изменяются от года к году. Тип заданий остаётся одним и тем же, что позволяет хорошо подготовиться на основе существующего материала;  

8. ЕГЭ по химии сдает очень малый процент учащихся по стране, считая этот предмет слишком трудным, а школьную подготовку – недостаточной. Это даёт огромные преимущества тем, кто серьезно готовится к экзамену. Как показывает опыт, учащиеся, которые готовятся к экзамену хотя бы в течение 10-11 классов, сдают экзамен много выше среднего показателя; 

9. Опыт нашего лицея показывает, что ЕГЭ по химии наши ученики сдают, как правило, лучше, нежели другие экзамены. Каждый год присутствуют результаты 98-100 баллов;  

10. И, наконец, ЕГЭ по химии можно и нужно хорошо сдавать, и мы постараемся вам помочь в этом, поделившись своим опытом на нашем сайте, при личных консультациях, а при вашем желании и практически, взяв на себя задачу подготовить вашего ребенка к успешной сдаче ЕГЭ и поступлению в выбранный вуз ( МИТХТ им. М.В. Ломоносова, РХТУ им. Д.И.Менделеева, РГУ нефти и газа им. Губкина,  РГМУ им. Н.И. Пирогова, Первый МГМУ им. И.М. Сеченова, МГМСУ им. А.И. Евдокимова). 

        КАК ГОТОВИТЬСЯ К ЕГЭ ПО ХИМИИ?

Как готовиться к ЕГЭ? Когда начинать? С чего начинать?

Во-первых, желательно определиться с вопросом: хотите ли вы сдавать ЕГЭ по химии, к началу десятого класса. Тогда вам хватит времени для систематических занятий, без авралов. Некоторые думают, что можно подготовиться за месяц, полгода, год. Наверное, но это зависит от вашего базового уровня, трудолюбия, упорства. Кроме того, нужно учитывать, что вам предстоит сдавать ЕГЭ по нескольким предметам и каждому нужно уделить время и силы.

Во-вторых, не стоит думать, что подготовка к ЕГЭ по химии – это решение бесконечных вариантов из сборников, которые сейчас заполнили полки магазинов учебной литературы. Они понадобятся вам в основном на заключительном этапе.

Начинать подготовку нужно с повторения азов, основных понятий общей химии. Если вы усвоили основные понятия и принципы, вам намного легче будет учить и неорганическую, и органическую химию, поскольку вы будете не просто запоминать массу конкретных сведений о веществах, но и логически их понимать.

Далее, при изучении свойств веществ, способов их получения, надо стараться весь материал делить на две части. Первая та, которая вам уже в принципе знакома из общей химии ( то есть фактически для вас повторение), и вторая – новые, особые свойства, их нужно запоминать. 

Нельзя ограничиваться только изучением теоретического материала. Прочность и правильность ваших знаний проверяется при решении качественных и расчетных задач. Желательно иметь 2-3 задачника для школьников и абитуриентов и делать все задания по каждой изучаемой теме, не пропуская. Кроме того, учитывая, что основная часть ЕГЭ дана в виде тестовых заданий, то необходимо, изучая каждую тему, смотреть как сформулированы вопросы по данной теме там. Если ваши знания прочные, то изменение формулировки  не помешает дать вам правильный ответ, увидеть подтекст когда вопрос задан не в «лоб», а завуалирован.

Любой процесс изучения предмета необходимо правильно контролировать. Если вы занимаетесь самостоятельно, то и контроль предмета возлагается на вас. Формы контроля разнообразны. 

1. Теоретический материал нужно проговаривать и воспроизводить письменно, сверяя потом с учебником правильность и полноту воспроизведенного материала;

2. Решая задачи, проверять ответы (желательно иметь задачники, где ответы не только к расчетным задачам, но и ключи или решения для качественных заданий, которых в химии много)

3. Работая со сборником ЕГЭ нужно помнить, что они бывают двух вида – тематические и включающие набор целых вариантов. Первые надо использовать на начальном этапе изучения предмета, вторые – на заключительном. Сначала выполняются все задания, потом проверяются ответы, отмечаются неправильные. Далее необходимо работать с учебником, выясняя, в чем суть ошибок.

Опыт показывает, что самоконтроль дается далеко не всем. Причина в неправильной методике контроля и отсутствии целеустремленности и усердия. При обучении у нас, контроль ведет преподаватель. Регулярная проверка знаний в самых различных формах позволяет выяснить проблемные темы и возвращаться к ним по мере необходимости в дальнейшем.

 И еще одно. Система образования в нашей стране постоянно претерпевает изменения. К ЕГЭ мы пришли несколько лет назад. За эти годы формат ЕГЭ по разным предметам претерпевал изменения. Кроме того, в некоторых вузах уже есть или может быть введено дополнительное вступительное испытание в виде экзамена или собеседования. Поэтому ваша цель – не просто натренироваться для сдачи тестов, но глубоко изучить предмет и быть готовым к любой форме испытаний.

фев. 22, 2013 // 12:29 | Комментарии (0)